Если на эту тенденцию накладывается падение рынка недвижимости, мы получаем сентябрь-ноябрь 2020 года, как очень хорошее время, чтобы запускать франшизные точки. Это время, когда часть конкурентов уже умерли, а спрос как раз пошел в гору.
Тренд №3: Существенно возрастет количество конфликтов между франчайзерами и франчайзи.
Мы видим сокращение рыночного спроса на 90% видов товаров и услуг. Особо драматически спрос сокращается в сферах:
- общепит – расходы сократят 43% опрошенных РОМИРом,
- торговля непродовольственными товарами – 20-37%,
- досуг и развлечения – 51%.
При этом доля общепита и ритейла в общем числе франшизных точек по стране составляет 22 и 24% соответственно. Получается, что в текущей ситуации больше всего пострадают именно отрасли с наибольшим числом франшизных предприятий.
Вслед за сокращением спроса пойдет и сокращение доходов франчайзи, причем наиболее остро оно ударит как раз по сферам, где франчайзинг представлен наиболее широко. Это логично приведет к закрытию или выходу из сетей франчайзи, и, как следствие, к банкротству франчайзеров. Банкротства уже начались и в ближайшие месяцы мы увидим волну схлопывания многих компаний. Как пример - о банкротстве уже заявила компания «Самокат шеринг».
Банкротствам будут предшествовать конфликты между франчайзерами и франчайзи, возможно, весьма громкие, о которых мы все услышим. Почва для конфликтов - требования франчайзи смягчить условия по платежам с одной стороны, и невозможность выполнить эти требования со стороны франчайзера, с другой. Последние не будут готовы корректировать условия по франшизе, не все франчайзеры финансово готовы давать каникулы по роялти, а многие франчайзи, в свою очередь, просто не смогут выжить без таких каникул.
Основные поводы для конфликтов со стороны франчайзи – это недостаточные усилия франчайзера по поддержке во время кризиса, общие депрессивные настроения на пострадавших рынках, желание франчайзеров заработать на франчайзи за счет оказания дополнительных услуг, сокращение объема и качества поддержки от франчайзера.
Неприятно, но ожидаемо, что громкие конфликты могут негативно сказаться на восприятии франшизной формы ведения бизнеса, как не самой надежной и не самой комфортной для потенциальных франчайзи.
Тренд № 4: Возрастут требования к франшизам со стороны новых франчайзи.
Этот тренд ярко выделился в 2019 году, после того, как по рынку массово прошла информация о конфликтах между известными франчайзерами и их франчайзи. Таким стал скандал, когда франчайзи Domino's pizza обвинили головной офис в завышении цен на продукты, отсутствии маркетинговой поддержки и навязывании платных услуг. Из-за этого конфликта руководство Domino's pizza ввело негласный запрет на продажу франшизы в регионы. Несколько франчайзи в свою очередь даже подали иск на франчайзера и попытались взыскать около 50 миллионов рублей.
Ещё один яркий пример – это скандал с кофейней Даблби (юр.лицо). Франчайзи из Праги, Берселоны, Дубая и российских точек обвинили руководство в нарушении договоренностей и даже подали заявление о проверке деятельности "Даблби" по статье «Мошенничество». проверка действий Анны Цфасман (экс. гендиректор "Даблби") и группы лиц по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»)