Во всем мире франчайзинг считается чуть ли не самым надежным способом запуска бизнеса. Лозунг? Не факт. В США франчайзинговые сети умудряются выдавать на гора до 40% всех розничных продаж на внутреннем рынке, а это около триллиона долларов. Чем может в этом смысле похвастаться российский франчайзинг? Да ничем.
Согласно официальным данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), сегодня в России зарегистрировано лишь чуть более трехсот франшиз. "Это те компании, которые заявили о намерении развиваться на основе
франчайзинга", - уточняет главный менеджер РАФ Валерий Перков. Но от этого, как все мы хорошо понимаем, не легче. А самое грустное, что из этих самых трех сотен более или менее продаваемыми, то есть пользующимися спросом у потенциальных франчайзи, являются на самом деле десятки.
Строго говоря, в деловом сообществе пока не видят в столь скромных достижениях большой проблемы. "Для развития франчайзинга должно пройти время. Время и еще раз время! - успокаивает президент международной франчайзинговой компании "Хирш" Феликс Альберт. - И в США, и в Европе франчайзинг на первых порах также рос далеко не теми темпами, которых мы ожидаем от него в России". При этом Альберт полагает, что российский франчайзинг будет развиваться скорее по американскому, чем по европейскому пути: "В Европе очень сильны идеи социализма, а Россия сегодня более капиталистическая, такая, как Америка".
В США действуют около двух с половиной тысяч франшиз, но если сделать поправку на время, все встанет на свои места. Действительно, история российского капитализма пока слишком коротка, чтобы делать прямые сопоставления. "Зато у нас хорошие перспективы развития франчайзинга, - отмечает Валерий Перков. - Возможно, даже более обширные, чем у американцев".
О "потенциале" охотно говорят почти все эксперты. "Нужно понимать главное, - говорит гендиректор компании "Алтан" Валерий Покорняк, - сегодня, когда в стране есть деньги, необходимо семимильными шагами развивать малый бизнес. И франчайзинг в частности. Понятно, что на нефти и газе долго не прожить, поэтому так или иначе малый бизнес должен "выстрелить". Да и сегодняшние олигархи - это как раз малый бизнес 90-х. Даже сети операторов мобильной связи начинали развиваться как малые бизнесы, а сейчас это предприятия с огромной капитализацией".
О значительном нереализованном потенциале франчайзинга говорит и учредитель, совладелец компании "Мастерфайбр" Валерий Митякин: "В России никто уже даже не спорит о том, какая форма ведения малого бизнеса оптимальна для нашей страны. В деловых кругах полностью принята идея, согласно которой франчайзинг - замечательный инструмент для начала и ведения успешного бизнеса. И уже само по себе это понимание - большое достижение, которое следует записать в актив".
Да и статистика на стороне оптимистов: по данным РАФ, из ста независимых стартапов в течение трех-пяти лет выживают лишь 10%, тогда как из сотни предприятий, открытых по франчайзингу, за тот же срок закрывается лишь 20%.