Исследование: российский рынок франчайзинга вырос на 11,3% за год
В 2021 году в России появилось около 480 новых франшиз, а их общее количество выросло на 11,3%, до 3,1 тыс., согласно данным franshiza.ru. В основном это маленькие франшизы, созданные в рамках нацпрограммы по развитию предпринимательства.
Сейчас около 74% российских франчайзеров имеют организационно-правовую форму в виде ООО, 26% работают и заключают договоры со своими франчайзи как ИП, отмечает franshiza.ru.
По данным на начало 2022 года, 20% российских франчайзеров зарегистрированы в Москве, 8% — в Санкт-Петербурге, оставшиеся 72% — в регионах, большая часть приходится на Новосибирск, Омск, Тюмень и Нижний Новгород.
По данным на начало 2022 года, 20% российских франчайзеров зарегистрированы в Москве, 8% — в Санкт-Петербурге, оставшиеся 72% — в регионах, большая часть приходится на Новосибирск, Омск, Тюмень и Нижний Новгород.
39% предприятий имеют точки за пределами России, в основном в странах СНГ, таких как Казахстан, Белоруссия и Узбекистан. Для сравнения, в 2019 году доля компаний, имеющих франчайзинговые точки за пределами страны, составляла 48%. В связи с большим появлением новичков процент упал, так как многие предприятия начинают свое развитие прежде всего на территории России. По числу новых открытых франчайзинговых точек рынок вырос на 8%: активно стали развиваться такие сервисы, как «Яндекс.Маркет», Wildberries и OZON. Среди наиболее заметных игроков, которые запустили франшизу в 2021 году, — ПЭК, Zotman pizza, Car price, «Финграм» и Simargl Electro, отмечают аналитики.
Основные причины быстрого восстановления и роста спроса:
- Приостановка деятельности и уход с рынка зарубежных брендов ведёт к активизации российских компаний и попыткам заполнить опустевшие ниши. - Анонс широкомасштабных мер поддержки нового бизнеса правительством. - На рынок выходит большое количество специалистов, потерявших работу из-за кризиса. И часть из них видит возможности восстановить уровень заработка в открытии собственного дела. - Активная работа в регионах отечественных франчайзинговых сетей, которые после пандемии уже имеют кейсы работы в кризисный период. - Уровень доверия к франчайзинговым брендам, продолжающим работу, несмотря ни на что, растёт.