Интерес к франчайзингу В целом за период апрель - октябрь 2020 года по уровню интереса (выражающееся в количестве заявок на франшизы) рынок франчайзинга потерял 12%. В основном за счет оттока новичков, прежде не имевших никакого опыта в бизнесе. Они оставляют заявки, но решаются на запуск бизнеса крайне редко. При этом в сетях значительно увеличилось число открытий уже действующими партнерами, которые знают и понимают, бизнес-модель франчайзера, и используют кризис как возможность роста с меньшими затратами.
Факторы роста:
- Освобождение качественных площадей в регионах (особенно в сегменте общепита), гибкость «пустующих» арендодателей и готовность предоставить выгодные условия.
- Низкие ставки по вкладам в банках подтолкнули бывших вкладчиков к поиску альтернативных вариантов использования денежных средств.
- Увольнения и сокращения подтолкнули вчерашних менеджеров и ТОП-менеджеров к мысли о собственном бизнесе.
Портрет франчайзи «карантинного периода»
- "Собственники помещений", прежде сдававшие площади малому бизнесу, но лишившиеся арендаторов. Потеряв регулярный доход, они были вынуждены искать бизнес, который бы позволил им, как минимум, окупать содержание имеющихся площадей.
- Несетевые "бизнесмены-одиночки", которые не смогли сами противостоять кризису. Возросла доля конверсионных сделок во франчайзинге. Такие покупатели франшиз искали антикризисные решения и рецепты выживания за счет масштаба той или иной сети.
- "Предприниматели - коньюнктурщики" были настроены заработать на самых актуальных товарах и услугах (аптеки, продукты питания, маски, производство антисептиков, компании по банкротству). Часть таких бизнесменов осознанно открывали сезонный бизнес, который планировали закрыть после окончания пандемии.
- "Оптимисты" - небольшая доля бизнесменов, которые воспринимают кризис как период возможностей, либо ковид-диссиденты.
Динамика количества франчайзи в разных сферах бизнеса
Практически все опрошенные франшизы указали, что были открытия и закрытия за указанный промежуток времени. Большинство закрытий пришлось на апрель. Сентябрь и октябрь оказались успешными по нескольким причинам. Во-первых, некоторые отложенные весной сделки наконец были закрыты осенью, во-вторых, рынок франчайзинга в целом с конца августа до середины октября демонстрировал оживление и прирост количества заявок. Так, сентябрь 2020 года по числу заявок на франшизы оказался на 15% активнее, чем сентябрь 2019 года. При этом со второй половины октября количество заявок на франшизы начало снижаться. ( -8% по сравнению с 2019 годом). Виною этому рост числа заболевших в регионах и введение новых ограничительных мер.