Как и любой другой кризис, этот создал для предпринимателей новые возможности: освободил многие ниши и открыл доступ к поддержке государства. Мы видим, что после того, как прошел первый шок, многие начали думать, куда вложить накопленные деньги, чтобы сохранить их от растущей инфляции. И инвестиция в готовый бизнес — одно из популярных решений. А франшиза — это ничто иное, как готовая бизнес-модель. Причем за вложенные деньги франчайзи получает не только прибыль, возможность развивать и расширять бизнес, но и постоянную поддержку, а иногда и финансовую помощь.
Но риски тоже есть, особенно сейчас. В период перемен то, что еще вчера казалось перспективным и стабильным, сулящим быструю прибыль, сегодня стало высокорисковым. Например, тот же ретейл и общепит испытывают сложности — покупать такие франшизы можно, но с осторожностью. Среди франшиз кафе и ресторанов хорошо будут себя чувствовать мобильные форматы, например, фудтраки, а хуже — монопродуктовые точки, бизнес-модель которых построена на импортных поставках, например, кофейни, бары или рыбные рестораны. Среди ретейла можно выбирать франшизы магазинов жизненно важных товаров: продуктов, лекарств, кормов для животных, одежды и обуви отечественных производителей. А вот монобрендовые магазины европейских и американских производителей выбирать пока не стоит — такой бизнес испытывает сегодня огромные сложности с поставками товара в Россию. Лучше или отказаться от этой идеи, или вернуться к ней позже, когда станет точно известно, остаются ли эти бренды в стране или уйдут. Выбирая эти ниши при покупке франшизы, нужно быть еще более осторожными и придирчивыми, чем раньше, сразу готовиться к трудностям и более долгому сроку окупаемости.
Быть осторожными — актуальный совет не только для тех, кто хочет вложить свои сбережения во франшизу из высокорисковой ниши. Сравнивать условия и поддержку, не бояться задавать много вопросов, не торопиться в выборе и долго присматриваться к франшизе — все это нужно делать в любые времена, а в кризисные — особенно.